ЛСД-трип представляет собой галлюцинаторный комплекс, возникающий в результате приема наркотика и управляемый, с одной стороны, усилием воли пациента, а с другой, − воздействиями извне.
В свете Фрейдовского психоанализа образы ЛСД-переживаний могут отражать глубинные структуры бессознательного в психике человека и в чем-то напоминать сновидения, которые являются исполнением скрытых желаний, реализуемых наяву. Станислав Гроф выделяет несколько уровней бессознательного, порождающих соответствующие картины и образы.
В случае приема малых доз наркотического вещества возникают абстрактные и порой эстетические переживания. В зависимости от образования и культурных традиций могут реализоваться разные формы деформаций восприятия. При этом возможно возникновение различных архитектурных форм, напоминающих картины абстракционистов, таких как, например, В. Кандинский. При открытых глазах включаются элементы окружающей обстановки, часто ассоциирующиеся с работами Ван Гога, а также знаменитого кубиста − Пабло Пикассо. На этой стадии могут возникать акустические иллюзии. Испытуемый в обычных монотонных звуках падающей воды или в работе бытовых приборов слышит странную музыку, за счет синестезий возникает видение музыки, ощущение вкуса цвета. Некоторые отмечают восприятия, напоминающие работу цветомузыкальных установок. Переживания часто носят абстрактно-эстетический характер, проявляются в виде «вихреобразных образов», «спиральных взрывов», гладких поверхностей, также возникает необычное восприятие предметов искусства.
По сути только на данном уровне наркоман испытывает удовольствие, но в случае превышения дозы, а она при приеме ЛСД является индивидуальной, наступает страх.
Второй уровень матрицы бессознательного включает систему конденсированного опыта (СКО). СКО представляет структуру «файлов», куда мозг складывает воспоминания прошлого. Наш жизненный опыт состоит преимущественно из отрицательных переживаний, имеющих мощную эмоциональную окраску. С самого раннего детства человек сталкивается с сильным давлением реальности, ограничивающей и во многом подавляющей наши желания и мечты. Столкновение с реальностью несет боль, и мы учимся взаимодействовать с ней на своих собственных ошибках. Как отмечает Гроф слои СКО могут содержать воспоминания о столкновении индивида с ситуациями, разрушающими его самоуважение. В иных случаях возможно возникновение тревоги, чувства собственной вины, зачастую появляются образы, изображающие секс отталкивающим, пугающим, опасным или включающим агрессивное поведение и насилие.
Существует три основные характеристики СКО, а именно:
- возникающие переживания, сопровождающиеся сильными отрицательными эмоциями, не подлежат контролю «психонавта»;
- появляющиеся переживания часто оказываются для пациента полной неожиданностью и реализуются в самоубийствах, немотивированных поступках насилия. Реакция СКО на внешние воздействия оказывается чрезмерной и неадекватной, так как реагирует не сама личность, а система конденсированного опыта;
- на этом уровне СКО человек становится крайне зависимым и управляемым.
Врач может оказать влияние на характер галлюцинаций, даже войти внутрь их и выйти из них. При этом возможно переключение агрессии и ненависти, направленной в трипе с одного человека на другого. Возможно таким образом действуют и спецслужбы, программируя поведение.
Так А. Данилин приводит пример, когда пациент увидел отца в образе рыбака, пытающегося окровавленными руками поймать карася, в виде которого выступал пациент. Руки отца вызывали приступы животного страха. Эпизод завершился тем, что сын попался в отцовские сети. Он бился в судорогах, как пойманная рыба, по аналогии с которой у него началось удушье. Доктору удалось внушить пациенту, что он не врач, а соседний рыбак, который распутал сети и выпустил карася обратно в воду. В последствии оказалось, что отец пациента был хроническим алкоголиком и умер, когда мальчику исполнилось 14 лет.
Подобным образом действует и психоанализ, реализуя раскрытие, а иногда, и переключение бессознательных, травмирующих ситуаций, стабилизируя психику. Тем не менее возможно вхождение в другие слои СКО, сопровождающиеся проявлением новых, травмирующих воздействий прошлого.
Опыт проявления СКО показывает, что, если полной реализации этого слоя бессознательного не происходит, то возможно отделение этих образов от сознания «психонавта», и они обретают самостоятельное внедрение в сознание даже тогда, когда действие наркотика уже давно закончилось. По сути происходит формирование, выражаясь компьютерным языком, дополненной реальности, которая внедряется в сознание индивида. Причем этот процесс ее реализации не подлежит контролю человека и может во многом определять его поведение в действительности.
#Intellectus #PerRatioAdAstra
